Разработка алгоритмов оценки социально-экономической эффективности НКО Разработка
алгоритмов оценки
социально-экономической
эффективности НКО

Модель оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства

Модель оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства
Аналитика Инструкция Инструменты Модели
Осенью 2022 года по заказу Фонда поддержки социальных проектов была разработана модель оценки воздействия проектов в области социального предпринимательства. Экспертная группа авторов модели из представителей Фабрики позитивных изменений, фонда «Глэдвэй», Центра Grand Prix разработали и провели апробацию модели с 10 социальными предприятиями. Подробный отчет размещен в открытом доступе заказчиком - публикуем его в нашей библиотеке.

По мере развития социального предпринимательства в России возникает всё большая актуальность оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства. Поскольку социальное предпринимательство действует не только как экономическое предприятие, но и как социальное, то для него недостаточно оценки только в экономических категориях. Для комплексной оценки проектов социального предпринимательства требуется отдельная модель оценки социального воздействия. 

С целью разработки модели оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства были поставлены следующие задачи:

●      Подготовить на основании кабинетной части исследования теоретические и методологические основы оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства для обсуждения с экспертами;

●      Провести экспертную сессию для выявления запросов и представлений специалистов в области оценки проектов и программ, исследователей-практиков и представителей академической сферы, представителей проектов социального предпринимательства в отношении проектируемой модели оценки социального воздействия;

●      Сопоставить результаты экспертной сессии с аналитическими выводами кабинетного исследования и сформулировать принципы модели оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства;

●      Выделить группы критериев, позволяющих полноценно оценить потенциал социального воздействия для проектов в области социального предпринимательства;

●      Разработать систему эмпирических индикаторов и алгоритмов их агрегации для формирования итогового индекса социального воздействия;

●      Составить операциональную модель оценки социального воздействия в формате опросника для участника оценки из числа социальных предпринимателей;

●      Создать алгоритм заполнения теории изменений как основы для проводимой оценки и привести пример использования теории изменений.

Каждой задаче в хронологическом порядке соответствует раздел или параграф внутри раздела.

Мы благодарим ФПСП за размещение данного материала в открытом доступе для широкого круга специалистов в сфере оценки. 

Содержание отчета:

Введение                                                                                                                                        4

Раздел 1. Теоретические и методологические основы оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства                                                                                    6

  • Выводы по итогам анализа возможности применения существующих методик оценки социального воздействия     9

Раздел 2. Обзор основных тезисов экспертной сессии по разработке модели оценки социального воздействия в области социального предпринимательства                                                                                  15

  • Основные тезисы по результатам экспертной сессии                                                       15
  • Тема SROI – может ли социальный предприниматель использовать методику SROI для оценки социального воздействия         15
  • Возможности оценки доли собственного вклада                                                             16
  • Инструменты исследования социального воздействия                                                   16
  • Обратная связь по теории изменений                                                                                17
  • Предложения директора Института социально-экономического проектирования   17
  • Принципы модели оценки социального воздействия                                                        18

Раздел 3. Основные положения модели оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства                                                                                                            19

  • Концептуальная модель оценки социального воздействия                                            20
  • Описание групп критериев                                                                                                       22
  • Группа критериев I. Вовлечение социально уязвимых групп граждан                            22
  • Группа критериев II. Предпосылки воздействия                                                              23
  • Группа критериев III. Экономическая устойчивость                                                      25
  • Алгоритм агрегирования показателей из разных групп критериев                                 29
  • Индикаторы группы критериев I «Вовлечение социально уязвимых граждан»            30
  • Индикаторы группы критериев II «Предпосылки воздействия»                                    32
  • Индикаторы группы критериев III «Экономическая устойчивость»                            34
  • Описание результатов оценки                                                                                                35

Раздел 4. Операциональная модель оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства                                                                                                            36

  • Группа критериев I. Вовлечение социально уязвимых граждан                                      36
  • Группа критериев II. Предпосылки воздействия                                                                  38
  • Компоненты теории изменений                                                                                         38
  • Обоснованность                                                                                                                   39
  • Доказательность                                                                                                                  40
  • Группа критериев III. Экономическая устойчивость                                                         42
  • Возможности для выделения пороговых значений индекса социального воздействия         46

Раздел 5. Теория позитивных изменений – алгоритм заполнения теории изменений     47

  • Дерево проблем                                                                                                                           49
  • Компонент «Ситуация»                                                                                                      49
  • Компонент «Целевая аудитория»                                                                                      49
  • Компонент «Проблема»                                                                                                       49
  • Карта позитивных изменений                                                                                                 49
  • Компонент «Деятельность»                                                                                               51
  • Компонент «Непосредственные результаты»                                                                51
  • Компонент «Социальные эффекты»                                                                                 51
  • Компонент «Социальное воздействие»                                                                             51

Раздел 6. Пример использования теории изменений и проведения оценки на основании неё 53

Список литературы                                                                                                                 59

Приложения к аналитическому отчету «Разработка модели оценки воздействия проектов в области социального предпринимательства»                                                                                                          60