Модель оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства
По мере развития социального предпринимательства в России возникает всё большая актуальность оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства. Поскольку социальное предпринимательство действует не только как экономическое предприятие, но и как социальное, то для него недостаточно оценки только в экономических категориях. Для комплексной оценки проектов социального предпринимательства требуется отдельная модель оценки социального воздействия.
С целью разработки модели оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства были поставлены следующие задачи:
● Подготовить на основании кабинетной части исследования теоретические и методологические основы оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства для обсуждения с экспертами;
● Провести экспертную сессию для выявления запросов и представлений специалистов в области оценки проектов и программ, исследователей-практиков и представителей академической сферы, представителей проектов социального предпринимательства в отношении проектируемой модели оценки социального воздействия;
● Сопоставить результаты экспертной сессии с аналитическими выводами кабинетного исследования и сформулировать принципы модели оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства;
● Выделить группы критериев, позволяющих полноценно оценить потенциал социального воздействия для проектов в области социального предпринимательства;
● Разработать систему эмпирических индикаторов и алгоритмов их агрегации для формирования итогового индекса социального воздействия;
● Составить операциональную модель оценки социального воздействия в формате опросника для участника оценки из числа социальных предпринимателей;
● Создать алгоритм заполнения теории изменений как основы для проводимой оценки и привести пример использования теории изменений.
Каждой задаче в хронологическом порядке соответствует раздел или параграф внутри раздела.
Мы благодарим ФПСП за размещение данного материала в открытом доступе для широкого круга специалистов в сфере оценки.
Содержание отчета:
Введение 4
Раздел 1. Теоретические и методологические основы оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства 6
- Выводы по итогам анализа возможности применения существующих методик оценки социального воздействия 9
Раздел 2. Обзор основных тезисов экспертной сессии по разработке модели оценки социального воздействия в области социального предпринимательства 15
- Основные тезисы по результатам экспертной сессии 15
- Тема SROI – может ли социальный предприниматель использовать методику SROI для оценки социального воздействия 15
- Возможности оценки доли собственного вклада 16
- Инструменты исследования социального воздействия 16
- Обратная связь по теории изменений 17
- Предложения директора Института социально-экономического проектирования 17
- Принципы модели оценки социального воздействия 18
Раздел 3. Основные положения модели оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства 19
- Концептуальная модель оценки социального воздействия 20
- Описание групп критериев 22
- Группа критериев I. Вовлечение социально уязвимых групп граждан 22
- Группа критериев II. Предпосылки воздействия 23
- Группа критериев III. Экономическая устойчивость 25
- Алгоритм агрегирования показателей из разных групп критериев 29
- Индикаторы группы критериев I «Вовлечение социально уязвимых граждан» 30
- Индикаторы группы критериев II «Предпосылки воздействия» 32
- Индикаторы группы критериев III «Экономическая устойчивость» 34
- Описание результатов оценки 35
Раздел 4. Операциональная модель оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства 36
- Группа критериев I. Вовлечение социально уязвимых граждан 36
- Группа критериев II. Предпосылки воздействия 38
- Компоненты теории изменений 38
- Обоснованность 39
- Доказательность 40
- Группа критериев III. Экономическая устойчивость 42
- Возможности для выделения пороговых значений индекса социального воздействия 46
Раздел 5. Теория позитивных изменений – алгоритм заполнения теории изменений 47
- Дерево проблем 49
- Компонент «Ситуация» 49
- Компонент «Целевая аудитория» 49
- Компонент «Проблема» 49
- Карта позитивных изменений 49
- Компонент «Деятельность» 51
- Компонент «Непосредственные результаты» 51
- Компонент «Социальные эффекты» 51
- Компонент «Социальное воздействие» 51
Раздел 6. Пример использования теории изменений и проведения оценки на основании неё 53
Список литературы 59
Приложения к аналитическому отчету «Разработка модели оценки воздействия проектов в области социального предпринимательства» 60