• О программе
  • Методики
  • Участники
  • Библиотека
  • Медиа
  • О Фонде
  • Разработка алгоритмов оценки социально-экономической эффективности НКО Разработка
    алгоритмов оценки
    социально-экономической
    эффективности НКО

    Модель оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства

    Модель оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства
    Аналитика Инструкция Инструменты Модели
    Осенью 2022 года по заказу Фонда поддержки социальных проектов была разработана модель оценки воздействия проектов в области социального предпринимательства. Экспертная группа авторов модели из представителей Фабрики позитивных изменений, фонда «Глэдвэй», Центра Grand Prix разработали и провели апробацию модели с 10 социальными предприятиями. Подробный отчет размещен в открытом доступе заказчиком - публикуем его в нашей библиотеке.

    По мере развития социального предпринимательства в России возникает всё большая актуальность оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства. Поскольку социальное предпринимательство действует не только как экономическое предприятие, но и как социальное, то для него недостаточно оценки только в экономических категориях. Для комплексной оценки проектов социального предпринимательства требуется отдельная модель оценки социального воздействия. 

    С целью разработки модели оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства были поставлены следующие задачи:

    ●      Подготовить на основании кабинетной части исследования теоретические и методологические основы оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства для обсуждения с экспертами;

    ●      Провести экспертную сессию для выявления запросов и представлений специалистов в области оценки проектов и программ, исследователей-практиков и представителей академической сферы, представителей проектов социального предпринимательства в отношении проектируемой модели оценки социального воздействия;

    ●      Сопоставить результаты экспертной сессии с аналитическими выводами кабинетного исследования и сформулировать принципы модели оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства;

    ●      Выделить группы критериев, позволяющих полноценно оценить потенциал социального воздействия для проектов в области социального предпринимательства;

    ●      Разработать систему эмпирических индикаторов и алгоритмов их агрегации для формирования итогового индекса социального воздействия;

    ●      Составить операциональную модель оценки социального воздействия в формате опросника для участника оценки из числа социальных предпринимателей;

    ●      Создать алгоритм заполнения теории изменений как основы для проводимой оценки и привести пример использования теории изменений.

    Каждой задаче в хронологическом порядке соответствует раздел или параграф внутри раздела.

    Мы благодарим ФПСП за размещение данного материала в открытом доступе для широкого круга специалистов в сфере оценки. 

    Содержание отчета:

    Введение                                                                                                                                        4

    Раздел 1. Теоретические и методологические основы оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства                                                                                    6

    • Выводы по итогам анализа возможности применения существующих методик оценки социального воздействия     9

    Раздел 2. Обзор основных тезисов экспертной сессии по разработке модели оценки социального воздействия в области социального предпринимательства                                                                                  15

    • Основные тезисы по результатам экспертной сессии                                                       15
    • Тема SROI – может ли социальный предприниматель использовать методику SROI для оценки социального воздействия         15
    • Возможности оценки доли собственного вклада                                                             16
    • Инструменты исследования социального воздействия                                                   16
    • Обратная связь по теории изменений                                                                                17
    • Предложения директора Института социально-экономического проектирования   17
    • Принципы модели оценки социального воздействия                                                        18

    Раздел 3. Основные положения модели оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства                                                                                                            19

    • Концептуальная модель оценки социального воздействия                                            20
    • Описание групп критериев                                                                                                       22
    • Группа критериев I. Вовлечение социально уязвимых групп граждан                            22
    • Группа критериев II. Предпосылки воздействия                                                              23
    • Группа критериев III. Экономическая устойчивость                                                      25
    • Алгоритм агрегирования показателей из разных групп критериев                                 29
    • Индикаторы группы критериев I «Вовлечение социально уязвимых граждан»            30
    • Индикаторы группы критериев II «Предпосылки воздействия»                                    32
    • Индикаторы группы критериев III «Экономическая устойчивость»                            34
    • Описание результатов оценки                                                                                                35

    Раздел 4. Операциональная модель оценки социального воздействия проектов в области социального предпринимательства                                                                                                            36

    • Группа критериев I. Вовлечение социально уязвимых граждан                                      36
    • Группа критериев II. Предпосылки воздействия                                                                  38
    • Компоненты теории изменений                                                                                         38
    • Обоснованность                                                                                                                   39
    • Доказательность                                                                                                                  40
    • Группа критериев III. Экономическая устойчивость                                                         42
    • Возможности для выделения пороговых значений индекса социального воздействия         46

    Раздел 5. Теория позитивных изменений – алгоритм заполнения теории изменений     47

    • Дерево проблем                                                                                                                           49
    • Компонент «Ситуация»                                                                                                      49
    • Компонент «Целевая аудитория»                                                                                      49
    • Компонент «Проблема»                                                                                                       49
    • Карта позитивных изменений                                                                                                 49
    • Компонент «Деятельность»                                                                                               51
    • Компонент «Непосредственные результаты»                                                                51
    • Компонент «Социальные эффекты»                                                                                 51
    • Компонент «Социальное воздействие»                                                                             51

    Раздел 6. Пример использования теории изменений и проведения оценки на основании неё 53

    Список литературы                                                                                                                 59

    Приложения к аналитическому отчету «Разработка модели оценки воздействия проектов в области социального предпринимательства»                                                                                                          60